Азооспермия – не приговор!

Автор статьи:  Максим Николаевич Коршунов - уролог-андролог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры урологии ЦГМА Управления делами Президента РФ, врач высшей квалификационной категории, член правления Лиги специалистов мужской репродукции.

Азооспермия - что это?

Неудивительна шоковая реакция мужчины, когда анализ спермограммы показывает отсутствие сперматозоидов. И в диагнозе указано – азооспермия!

Однако, это не повод отчаиваться - мужчина с такой проблемой имеет право на генетическое отцовство. В современной медицине есть методы лечения, которые позволяют решить проблему бездетного брака при таком факторе бесплодия. Многое зависит от причины, которая привела к азооспермии и, конечно же, правильности подхода специалиста (уролога-андролога) к диагностике и терапии. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Важным моментов является то, что однократный тест не является основанием для вынесения вердикта. Рекомендуется повторить спермограмму через 2-3 недели. Так, даже у репродуктивно здорового мужчины могут иметь место временные «провалы» сперматогенеза. При этом азооспермия не проявляется в виде симптомов.

Обструктивная и секреторная азооспермия

Различают две формы азооспермии – необструктивную (секреторную) и обструктивную (закупорочную).

Необструктивная азооспермия – наименее благоприятная в плане прогноза отцовства, т.к. является следствием нарушения функции яичек. В данном случае сперматогенный эпителий (источник сперматозоидов) может отсутствовать, либо быть недоразвитым по тем или иным причинам. При слабой функции или частично сохранном сперматогенезе сперматозоиды могут присутствовать в самом яичке, но количество их настолько мало, что физиологически они не могут попасть в придаток и, соответственно, эякулят.

Причинами секреторной азооспермии могут стать генетические аномалии (синдром Клайнфельтера, Каллмана, AZF-фактор), перенесенные вирусные и бактериальные воспаления яичек, крипторхизм в детстве, патология гипофиза и гипоталамуса, опухоли яичек. Бессистемное использование стероидов, анаболиков и препаратов тестостерона также может вызывать тяжелые нарушения сперматогенеза. Особую группу составляют мужчины с онкологическими заболеваниями, которым проводилась лучевая или химиотерапия в высоких нагрузках. К редким причинам относятся травмы органов мошонки и варикоцеле.  К сожалению, в ряде случаев причина азооспермии так и остается нераскрытой, и заболевание носит неясный генез.

Обструктивная (закупорочная) азооспермия является следствием нарушения выхода сперматозоидов из яичка на уровне придатков и семявыносящих путей. В данном случае сперматогенез не нарушен и половые клетки непрерывно делятся и дифференцируются, просто сперматозоиды не могут попасть к месту назначения, так как пути перекрыты. Такая азооспермия встречается после перенесенных воспалительных процессов репродуктивного тракта, несвоевременно пролеченной гонореи и хламидиоза, а также вследствие пересечения семявыносящих протоков при операциях на органах малого таза (паховые грыжи, водянки и пр.). Особая форма - двустороннее генетическое отсутствие семявыносящих протоков при муковисцидозе, но даже с такой патологией отцовство вполне реально, но с использованием биопсии и методов ЭКО.

Обследования при азооспермии

Стандартное обследование, включающее гормоны крови, УЗИ органов мошонки, является показательным для выявления формы азооспермии. Иногда при первичном обращении - сборе анамнеза, осмотре можно предположить какая форма азооспермии у мужчины. Но это вопрос опыта и квалификации специалиста.
Генетические тесты (кариотип, AZF-фактор, муковисцидоз) назначаются только после установки предварительно диагноза и получения данных гормонального теста.

Лечение азооспермии

Медикаментозно восстановить естественную фертильность при азооспермии можно только при патологии функции гипофиза (ФСГ ниже нормы) с помощью гормональной стимуляции. Такая терапия требует особой подготовки андролога.

При закупорке верхних семявыносящих путей, в ряде случаев, удается восстановить проходимость с помощью реконструктивной операции. Но вероятность вернуть хорошую фертильность напрямую зависит от возраста пациента, и длительности обструкции. Нередко такие операции не имеют результата. И дальнейший шаг – это биопсия яичка или придатка (игольчатая или путем разреза) и процедура ЭКО.

При необструктивной азооспермии прием лекарств не решит проблему. Метод лечения – расширенная биопсия с поиском сперматозоидов в яичке. Данные оперативные вмешательства требуют от специалиста определённых навыков и опыта. При положительном результате – сперматозоиды замораживаются и в дальнейшем используются в программе ЭКО/ИКСИ.

В своей практике мы уделяем внимание подготовке пациентов перед лечебно-диагностической операцией. В каждом конкретном случае проводится стандартизированное обследование (Европейские и Американские рекомендации) и индивидуальная предоперационная коррекция гормональных и соматических нарушений. С целью повышения шансов получения хорошего материала для ВРТ мужчины проходят курс медикаментозной подготовки перед биопсией, независимо от формы азооспермии. Один вопрос – получить сперматозоиды, другой - их качество. Накопленный за годы работы с пациентами с азооспермией опыт и внедрение инновационных методов лечения позволяет повысить эффективность биопсийных методик и частоту наступления беременности и родов на 15-30%.

Таким образом, медицина не стоит на месте, и даже такой страшный диагноз, как азооспермия, не является приговором для мужчины и семейной пары. Многое зависит от поиска возможных путей решения проблемы, мотивации и веры в  своего доктора.

Азооспермия - не приговор! Запишитесь на прием в ИнвивоКлинику: +7 (495) 123-53-63