Мастэктомия - не приговор!

Автор статьи: Степанянц Николай Георгиевич, хирург, онколог, маммолог, пластический хирург. Кандидат медицинских наук.

Радикальная мастэктомия относится к калечащим операциям. Женщины, которым пришлось удалить грудь, переживают огромный психологический дискомфорт. Отсутствие молочной железы - фактор, разрушающий у женщины уверенность в себе и поддерживающий память о болезни.

Послеоперационный косметический дефект заставляет постоянно думать о том, как скрыть от окружающих свое несчастье и менять привычный образ жизни. Это приводит к появлению внутрисемейных проблем, сексуальных расстройств, эмоциональной изоляции.

Кроме проблем, связанных с неэстетичным видом бюста после мастэктомии могут быть:

• дисбаланс нагрузки на грудной отдел позвоночника с двух сторон: там, где молочная железа сохранена, нагрузка будет больше;
  • вторичные изменения костно-суставной системы, связанные с дисбалансом нагрузки на позвоночник, которые выражаются нарушением осанки, искривлением позвоночника;
  • последствия искривления позвоночника: нарушение работы органов грудной клетки – сердца и легких.

В большинстве случаев именно психологический дискомфорт является мотиватором большинства пациенток, которые решаются на реконструктивную операцию.

Цель реконструкции - создать красивую и симметричную грудь!

Операции по восстановлению молочных желез проходят не одинаково и зависит от целого ряда факторов. Необходимо учитывать:

• особенности заболевания, приведшие к утрате органа;

• размер груди и тип телосложения;

• наличие достаточного объёма тканей в донорских областях;

• пожелания пациентки.

Виды реконструкции груди после операции по поводу онкологического диагноза

Реконструкция молочной железы может выполняться следующими методами:

• Собственными тканями (кожно-мышечные лоскуты со спины, живота, ягодиц);
  • Силиконовыми имплантами и экспандерами;
  • Сочетанием этих методов.

Типы реконструкции груди

По срокам воспроизведения выделяются 2 типа реконструкции грудной железы:

• одномоментная - подразумевает одновременное удаление пораженных тканей и восстановление груди. Возможна как одноэтапная реконструкция, так и двухэтапная.
  • отсроченная - спустя несколько месяцев или лет, после операции

Восстановить грудную железу можно при помощи собственных тканей или же с помощью имплантов.

Восстановление груди собственными тканями пациентки

При реконструкции груди своими тканями эти ткани, содержащие жир, кожу, кровеносные сосуды, а нередко и мышцы, берутся из других участков тела пациентки. Эти ткани называют «лоскутами». Они могут быть взяты из различных частей тела человека. Так, к примеру, существует несколько вариантов лоскутов:

• TRAM-лоскут (transverse rectus abdominis myocutaneous) — поперечный лоскут прямой мышцы живота. Это наиболее распространенный тип ткани, используемый в реконструкции молочной железы
  • DIEP-лоскут — по сути, это та же самая ткань, которая принимается от прямой мышцы живота, но содержит только кожу и жир
  • TDL-лоскут — часть ткани, которая принимается от широчайшей мышцы спины
  • Значительно реже могут использоваться лоскуты, взятые из тканей бедер и ягодиц

Реконструкция собственными тканями в отношении хирургии и восстановления:

• Операция более долгая, чем при использовании имплантов;
  • Восстановительный период длится дольше, чем при использовании экспандеров;
  • Реконструкция лоскутом на питающей ножке проходит быстрее, чем свободным лоскутом, но несколько более травматична.

При реконструкции свободным лоскутом необходимо меньше донорской ткани, но эта более долгая и высокотехнологичная операция, так как она требует этапа наложения микрохирургических анастомозов.

Сопутствующие заболевания и вредные привычки могут серьёзно усилить частоту осложнений.

Возможные осложнения и недостатки реконструкции собственными тканями:

• Шрам в донорской области - спина или живот
  • Некроз трансплантированной ткани
  • Боль и слабость на том участке, с которого была взята донорская ткань

Реконструкция имплантами

Сегодня большинство женщин, перенесших удаление молочной железы, прибегают именно к этому типу реконструкции. Выполняется с применением силиконовых эндопротезов. Cиликоновые импланты создают необходимую форму груди значительно легче, чем реконструкция собственными тканями.

Преимущество метода

• Эта процедура короче, чем восстановление собственными тканями;
  • Восстановительный период обычно проходит быстрее;
  • Время этапа операции по установке импланта составляет всего около 1 часа.

На схеме указано расположение экспандера на грудной стенке и то, как изменяется его форма в процессе наполнения физиологическим раствором.

Экспандер - это специальный балон выполненный из силикона, который предназначен для формирования кармана под грудными мышцами путем растяжения кожи.  Экспандер снабжен встроенным портом, который расположен на передней поверхности. После того, как обеспечено необходимое растяжение кожи,  происходит замена экспандера на постояный имплант.

Импланты для реконструкции груди аналогичны тем, которые используются при увеличении груди - как правило, это текстурированные анатомические импланты с высокой проекцией.

Важно понимать, что выбор метода – это взвешенное решения врача, который принимает во внимание все факторы, включая пожелания пациентки. При этом стоит задача свести любые риски к минимуму и обеспечить желаемый результат.

Так или иначе, после любого типа реконструкции груди, женщине необходима реабилитация, и наблюдение врачей.

Если у вас заинтересовала информация, остались вопросы или вы задумались о возможности проведения реконструктивного оперативного вмешательства ИнвивоКлиника приглашает вас посетить прием ведущего специалиста, хирурга, онколога, маммолога, пластический хирурга - Степанянца Николая Георгиевича, к.м.н.

Ознакомьтесь с услугами и специалистами ИнвивоКлиники